«Мы сделали работу за дьявола»: как Роберт Оппенгеймер на самом деле относился к созданию водородной бомбы
Истории
Физик-теоретик Джулиус Роберт Оппенгеймер известен как «отец атомной бомбы». Он работал над сверхсекретным «Проектом Манхэттен» и разрабатывал оружие, которое США сбросили на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году. Путь ученого к созданию атомной бомбы и его последующие чувства, касаемые ее применения, одновременно захватывают и опустошают.
Роберт Оппенгеймер был сдержанным и вдумчивым человеком и не всегда свободно делился своими внутренними переживаниями. Он говорил о серьезности атомной бомбы после уничтожения двух японских городов, а этические соображения заставили его пожалеть о своем изобретении.
«Мы сделали работу за дьявола», — произнес Оппенгеймер в 1956 году.
Во время холодной войны Роберт открыто выступал против ядерной гонки и создания водородной бомбы, а также ее использования против Советского Союза. Рекомендация ученого считалась политически сомнительной, поэтому против него выдвинули ряд обвинений. Считалось, что он материально помогал коммунистам, поддерживал с ними связь, был любовником коммунистки и женился на бывшей коммунистке, а также принимал коммунистов на работу в Лос-Аламосскую лабораторию. При этом сам Оппенгеймер эти обвинения отрицал.
В декабре 1953 года председатель Комиссии по атомной энергии Льюис Штраус сообщил физику, что его допуск к секретной информации приостановлен из-за предполагаемых связей с Коммунистической партией, и призвал Оппенгеймера уволиться. Но вместо того, чтобы уйти в отставку, Роберт потребовал проведения слушаний по этому делу. Несколько бывших коллег Оппенгеймера дали показания против него, в том числе и Эдвард Теллер — «отец водородной бомбы». В результате Оппенгеймер потерял допуск к военной тайне и был отстранен от секретных разработок в области атомной энергии.
В 1962 году президент Кеннеди попросил Оппенгеймера прийти в Белый дом, где тот получил извинения за случившееся. Год спустя ученый получил премию Энрико Ферми за научные достижения. А в 2022 году министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм аннулировала решение AEC (Комиссия по атомной энергии США), заявив: «появилось больше свидетельств предвзятости и несправедливости процесса, которому подвергся доктор Оппенгеймер, в то время как доказательства его лояльности и любви к стране только подтвердились».