Сериал Silo: тоталитарный постапокалипсис, претендующий на звание лучшего шоу года, или вторичный триллер?

Сериал Silo: тоталитарный постапокалипсис, претендующий на звание лучшего шоу года или вторичный триллер, похожий сразу на несколько культовых проектов?
В главной роли Ребекка Фергюсон
Apple TV+ выпустило новый сериал про жизнь в подземном бункере после конца света. Что перед нами - новый многообещающий сериал или наглая копирка уже имеющихся шоу?

Тема постапокалипсиса и антиутопии вновь актуальна. А, как известно, спрос рождает предложение. Мы уже видели The Last of Us - версию жизни после конца света от HBO. В то же время Netflix идеями о гибели старого мира фонтанирует постоянно, их проекты на эту тему не счесть. Даже отечественный кинематограф разродился первой для страны экранизацией знаковой книги Евгения Замятина «Мы», правда, в свет фильм так и не вышел. А теперь свой антиутопичный постапокалипсис представили Apple TV+ в новом сериале Silo. И, судя по рецензиям критиков и отзывам зрителей, место в топах шоу обеспечено, и вот почему.

Человечество, а, точнее, то, что от него осталось, живет в огромном 144-этажном бункере. 10000 человек ютятся в окружении железобетонных стен и тоталитарных правил. Каждому отведена строгая роль, все убежище работает как единая замкнутая экосистема - эдакий самодостаточный человейник. Главное правило выживания - не выходить наружу, ведь там кроме ядовитого воздуха нет ничего, по крайней мере, так говорит правительство. Что произошло, и как прежний мир был уничтожен - неизвестно, все документы прошлого пропали более сотни лет назад во время неудачного восстания. 

Если же находится смельчак, который публично заявляет о своем желании выйти на поверхность, его не останавливают. Даже наоборот, используют в качестве назидания всем сочувствующим. Человеку поручают протереть объектив камеры, находящейся снаружи, изображение с которой транслируется в режиме реального времени для всех жителей бункера. Через нее люди видят мертвый пейзаж внешнего мира, а также раз за разом наблюдают за тем, как покинувший убежище умирает в муках за несколько минут. Но, разумеется, находятся новые несогласные, которыми и суждено стать главным героям сериала. Они убеждены, что поверхность не такая, как их убеждают, а запрет на выход обусловлен какими-то тайными целями правительства. 

Пока что вышло всего три серии из десяти, но старт у проекта получился весьма уверенный. И это несмотря на то, что завязка шоу не уникальна - среди произведений последнего десятилетия можно найти достаточно и книг, и картин с похожим началом. Можно провести аналогии и с фильмом (ставшим позднее многосерийным шоу) «Сквозь снег», и с культовыми Lost и Fallout (последний, кстати, скоро обретет экранизацию). Особенное же сходство угадывается с серией книг признанного иноагентом Дмитрия Глуховского* «Метро».

Но прелесть Silo не в том, как начинается история, а в том, как она развивается. Информация дается крайне дозированно: поначалу зритель, как и главные герои, не знает ничего. И лишь по мере продвижения сюжета тайна обрастает все новыми фактами, которые приближают протагонистов к разгадке. Вот только количество вопросов превышает количество ответов, и изменится это, в лучшем случае, к концу сезона. При этом атмосфера в сериале царит мрачная, обволакивающая, наполненная безысходностью и отчаянием. Все это дополняется отличными декорациями и работой над изображением, глядя на которое буквально погружаешься в тесный затхлый бункер, где со всех сторон тебя окружает человеческая масса и ложь.

Сериал Silo: тоталитарный постапокалипсис, претендующий на звание лучшего шоу года или вторичный триллер, похожий сразу на несколько культовых проектов?
Декорации и атмосфера впечатляют 

И, конечно же, успех Silo завершают отлично проработанные и сыгранные персонажи. Мотивация героев понятна, их действиям веришь, и ничто не вызывает противоречий. Ребекка Фергюсон в главной роли прекрасна и по праву притягивает к себе все внимание. Но возводить шоу на вершину сериальной продукции пока рано. Одним из главных его достоинств является интрига, которую создатели умело обходят стороной, но и не забывают. И если ее развязка окажется достаточно детальной и интересной, а киноделы сохранят тот же напряженный, но не слишком затянутый стиль повествования, то проект заслуженно займет свое место в списке лучших премьер этого года.

Последняя серия первого сезона выйдет на экраны 30 июня. Анонса второго сезона пока не было, но, учитывая возрастающий интерес к шоу и высокие оценки, вероятно, это вопрос времени.

15 мая 2023, 23:00
 

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов