Сериал доигрался, Мишка улетел, организаторы остались: подводим итог «Игр» после выхода финального эпизода

Мишка улетел, а организаторы остались: подводим итог сериала «Игры» после выхода финального эпизода
Рассуждаем, с какими проблемами столкнулся проект и что получилось у создателей «Нулевого пациента»

Эпизод пытается быть масштабным и всеобъемлюще-завершающим. Авторы стараются подвести если не к финальной, то хотя бы к промежуточной точке все сюжетные линии, а в повествовании их накопилось много. Здесь и роман в подвешенном положении, и интриги с антагонистами, и второстепенные конфликты детей с родителями (и детей с государством), судьбы спортсменов, организаторов игр. И, только после всего этого по приоритету, сама Олимпиада 1980-го года в Москве. Попробовать проговорить все это вслух - так дыхания не хватит. Вот и авторам не хватило, и пришлось заканчивать сериал, пытаясь хотя бы урывочно проговорить каждую заявленную арку.

Пойдем по порядку. Отношения Игоря и Ирины (персонажей Григория Верника и Марии Карповой) подошли к закономерному, понятному с первой серии, концу. Правда, для этого обоим пришлось побегать по коридорам пятого управления комитета госбезопасности. Особой интриги тут не было. Однако авторы пошли странным путем и итог романа удалось подвести лишь в заключительных титрах. Конечно, как принято говорить, в отношениях важны поступки, а не слова, и в финале первые были. Но хотя бы одна сцена диалога между героями после всего произошедшего стала бы хорошим завершением шоу, а не текстовым подведением итогов.

Помимо главной сюжетной линии, любовной, «Игры» со «Служебным романом» роднит еще одна. Вячеслава Чепурченко в роли ушлого Виталия Тимошкина уже похвалили все, и мы здесь не станем исключением: актеру удалось воплотить максимально скользкий и отталкивающий образ. Так что придираться к событиям, связанным с письмом Ленина и персонажами Чепурченко и Стычкина, не хочется. Они сделаны складно, хоть и не без провалов в повествовании. Но к их причинам мы вернемся ниже.

Далее по списку у нас эмоциональная кульминация и, как следствие, разрешение конфликта между отцом и сыном, Игорем и Иваном Ивановичем (Алексей Серебряков). Когда мы писали про третий эпизод, то отмечали, что этому дуэту сценаристы нарочито накрутили обилие споров и ссор. И катарсис между ними также был закономерен. Но приятно, что ему авторы выделили достаточно времени, не оставив недомолвок.

Мишка улетел, а организаторы остались: подводим итог сериала «Игры» после выхода финального эпизода
 

Рассуждать о вплетении в «Игры» комитета госбезопасности как важного сюжетного элемента сложнее всего. В предыдущей серии мы сетовали, что сериал смещает акцент с глобальных событий на историю одного героя. Теперь этот герой еще и заложник системы. При этом нельзя сказать, что авторы достали конфликт с КГБ из воздуха - стоит признать, что они протянули его через весь сезон. Но зачем сосредотачивать внимание на таком конфликте, когда есть другие - к этому вопросу мы еще вернемся.

Для спортсменов и самой Олимпиады завершающие два эпизода, казалось, должны были стать часами славы. Игры были главной целью всех героев, их мотиватором. Но в итоге достойным финалом может похвастаться лишь тяжеловес Дмитрий Сибирцев в исполнении Станислава Демушина. Остальным, опять же, пришлось довольствоваться непродолжительными и не столь выразительными сценами.

И здесь мы приходим к двум главным проблемам. Задержание Игоря как главная финальная драма. У сериала «Игры» было мало волнующих тем для освещения? Переместите события на стадион, заставьте главных героев из оргкомитета наблюдать за спортивным состязанием, болеть и наслаждаться результатами своих трудов - и все будет складно. Но, нет, расследование КГБ занимает половину восьмого эпизода и помимо того, что такой выбор кажется странным, появляется вторая проблема: авторам не хватило хронометража. Отсюда пробелы в отдельных арках персонажей (и этой же линии) и скомканные финалы. 

Напомним, например, что в повествовании еще был афганистанский спортсмен Мухаммад. Но к концу сериала о нем, к сожалению, просто забыли. Возникает ощущение, что авторы не смогли справиться с количеством отснятого материала и им пришлось перерабатывать и сокращать его на этапе монтажа. Здесь же вспоминаем о том, что шестой эпизод «Игр» вышел на сутки позже назначенного срока. И есть предположения, что в Сеть он попал прямо с монтажного стола.

Резюмируя: «Игры» получились неоднозначными. Антураж и атмосфера сериала достойно передают советскую эпоху (хоть и не без огрехов), но в то же время наполнение эпизодов не всегда увлекает. Актеры стараются, но их персонажам иногда не хватает граней и глубины. История движется, но либо по заведомо понятным тропам, либо в неожиданную своим выбором сторону. И хотя главным двигателем сюжета является Олимпиада, она подается авторами очень дозировано, уступая место историям персонажей.

17 сентября 2024, 18:31